45% бизнеса в Алматы возглавляют женщины

В Алматы прошел Второй форум женского предпринимательства Women in Business. В нем приняли участие более 300 женщин-предпринимателей, а также эксперты-практики. Собравшиеся обсудили проблемы женского предпринимательства, бизнеса и социальных вопросов. Председатель Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» Лаззат Рамазанова напомнила, что 52% населения Казахстана – это женщины. Большинство из них охотно идет в бизнес, что подтверждает статистика. «45% бизнеса в Алматы возглавляют женщины. Из 174,5 тыс. действующих субъектов малого и среднего предпринимательства 78 тыс. возглавляют женщины. По Республике эта цифра составляет 43%, то есть 536 тыс. из 1,2 млн. За период с 2017 по 2019 годы в НПП «Атамекен» по программе «Бастау Бизнес» обучилось практически 55% женщин (30,5 тыс.), по программе «Енбек» – 51% (40,7 тыс.). По сравнению с прошлым годом эти показатели в разы выше. В 17 регионах Казахстана мы провели тренинги для женщин и видим, что они охотно учатся, стремятся начать с малого», – сказала в своем выступлении Лаззат Рамазанова. Недвижимость Председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Ляззат Ибрагимова в своем выступлении отметила, что свобода женщины начинается с экономики. Женщина, у которой есть образование, собственное жилье и сбережения, никогда не допустит ни бытового насилия, ни других социальных проблем. «Сегодня у нас в сфере образования, медицины, торговли и финансов занято больше всего женщин. Все инструменты господдержки направлены на то, чтобы развивать обрабатывающую промышленность. Поэтому важно, чтобы было задействовано больше женщин в сфере промышленности и строительства. Я думаю, именно это поспособствует экономическому продвижению женского населения», – сказала Ляззат Ибрагимова. По словам председателя правления, помимо обладания собственным жильем, важно, чтобы женщины были владельцами бизнеса. В прошлом году в Казахстане было совершено 320 тыс. сделок купли-продажи. При этом в Алматы больше, чем в Нур-Султане, что говорит о большой инвестиционной привлекательности города. «Такая активность проявляет высокий спрос на жилье. Если посмотреть на рыночное кредитование в гендерном развитии, то все банки вам скажут, что женщины-заемщицы всегда лучше возвращают займы. Наш банк учит делать сбережения на жилье. Сейчас у нас 1,5 млн вкладчиков. Средний возраст нашего вкладчика примерно 34 года. Это возраст, когда женщина думает о будущем своем и своих детей. Если посмотреть на портрет заемщика банка, то тут представлены женщины всех возрастов. 30% – это женщины до 30 лет, и еще 30% – женщины старше 50 лет. К тому же женщины – самые лояльные клиенты», – добавила Ляззат Ибрагимова. Кредитование Председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова во время выступления отметила, что из заемщиков портфеля Halyk Bank малого и среднего бизнеса основную долю также представляют женщины. «По Алматы 53% заемщиц-женщин, в Алматинской области это 60%. В структуре кредитного портфеля индивидуального предпринимателя банка, в малом бизнесе тоже доминируют женщины. А в среднем мужчины. Это говорит о том, что женщины рискуют небольшими суммами. Если посмотреть на среднюю сумму займа, то в среднем бизнесе она выше. Я тоже хочу подчеркнуть, что женщины-заемщицы более дисциплинированные, может быть, потому что сами отрасли имеют меньше вес и суммы меньше», – поясняет Умут Шаяхметова. По ее словам, мужчины берут лидерство в капиталоемких отраслях, как обрабатывающая и химическая промышленность, машиностроение и т. д. Между тем как женщины – в розничной торговле, образовании, легкой промышленности и креативной экономике. «Мы, как банк, отдельно поддерживаем женское предпринимательство, и у нас свыше 3 млрд тенге уже выделено под ставку 5%. Эту инициативу мы объявляли около года назад. Мы также выделили один миллиард тенге на семь лет на стартовый бизнес для молодежи, для заемщиков до 30 лет. Тут больше представлено мужчин, и они идут в IT-сферу, что нам интересно, как банку», – добавила председатель правления АО «Народный банк Казахстана». На Втором форуме женского предпринимательства собравшиеся активно обсуждали вопросы развития бизнес-среды, доступные программы финансирования женского бизнеса и обучения, развития легкой промышленности и креативной индустрии города, вопросы экономической политики и другие. Мария Галушко Подробнее: https://inbusiness.kz/